Пятигорский трамвай в масштабном моделизме
Масштабный моделизм, как вид технического творчества, посвящён созданию и изготовлению уменьшенных в определённом масштабе моделей и макетов, являющихся более-менее точной копией реально существующих различных машин, автомобилей, танков, самолётов, кораблей, железнодорожной техники, архитектурных сооружений и т.д.
Железнодорожный моделизм — вид хобби, изготовление и коллекционирование игрушечных или масштабных железнодорожных моделей подвижного состава (локомотивы, вагоны) и их аксессуаров (вокзалы, ж.д. пути, контактная сеть, семафоры и т. п.).
Создание моделей трамваев является одной из разновидностей железнодорожного моделизма.
В немецком городе Дрезден находится фирма «HERRMANN & PARTNER», занимающаяся производством моделей трамваев, собираемых из пластиковых и металлических деталей, в масштабе 1:87 для колеи шириной 16,5 мм (H0) и 12 мм (H0m).

В ассортименте выпускаемой продукции — модели LOWA ET54/EB54; GOTHA ET57/EB57, T2-62/B2-62, G4; TATRA T4D/B4D, KT4D, T6A2/B6A2; и другие. Отличительной фирменной особенностью этого производителя является окраска корпусов моделей вагонов согласно цвету и рисунку ливреи реальных экземпляров трамваев, которые можно было увидеть на улицах городов Германии.

Также в их каталоге имеются специальные серии, посвящённые некоторым городам бывшего СССР: Таллинн, Евпатория и Пятигорск. Пятигорский трамвай представлен двумя артикулами — модели TATRA T4D и TATRA KT4D в специфической раскраске, присущей только пятигорскому трамвайному парку.

Мастерская «Vector Models» (город Херсон, Украина) выпускает модели автомобилей, автобусов, троллейбусов и трамваев в масштабе 1:43.

Модели трамваев GOTHA T-57/B-57, T-62/B-62; TATRA T-3, T-4, K-2; КТМ 71-605 изготавливаются из металла и пластика с детальной проработкой предметов внутренней обстановки салона и кабины водителя. Расцветка корпусов моделей соответствует конкретным оригинальным прототипам вагонов из многих городов Германии, Чехии, Украины и России (Москва, Киев, Одесса, Николаев, Винница, Евпатория, с. Молочное, Ярославль, Пятигорск).

В Республике Беларусь в Минске находится компания ООО «Viva Scale Models», которая ведёт свою историю с 2008 года. Группа профессиональных моделистов принимает заказы и выполняет работы по проектированию, изготовлению макетов, диорам и моделей в различных масштабах. Это архитектурные объекты и сооружения, промышленные здания, заводы, модели железнодорожной, сельскохозяйственной, строительной, пожарной, военной, авиа и космической техники, общественного транспорта, корабли, автомобили и сувениры.
В портфолио этой мастерской есть проекты различных моделей трамваев, в том числе — трамвай службы депо города Пятигорск. Это эксклюзивная модель служебного спецвагона № 59 на базе пассажирского трамвая TATRA T3SU (двухдверная) в масштабе 1:43. Модель выполняется с высокой степенью детализации. В комплекте с моделью поставляется отрезок рельс. В качестве перевозимого груза в грузовом отсеке салона трамвая установлены три колёсные тележки.


ООО «БРИГ» — фирма, созданная в Санкт-Петербурге в 2004 году, занимается разработкой и изготовлением масштабных моделей-копий различной техники (суда, корабли, авиационная, автомобильная и строительная техника, подъёмно-транспортное оборудование, железнодорожный и общественный транспорт), а также макетов и сувенирной продукции по заказам промышленных предприятий и музеев для рекламно-выставочной деятельности. Модели производственной мастерской компании «БРИГ» — это изделия из металла, пластика и ценных пород дерева, выполненные с применением новых современных технологий и элементов ручного труда, благодаря чему достигается высокая степень копийности и проработки деталей.
Среди огромного числа работ в арсенале этого производителя имеются модели трамвайных вагонов английской фирмы «BRUSH» и Путиловского завода «МС». В частности, была изготовлена эксклюзивная модель-копия трамвая «МС-1» в масштабе 1:43, прототипом которой стал вагон (парковый номер № 6), находившийся в эксплуатации в трамвайном парке в Пятигорске в 1950-60 годах.


В Санкт-Петербурге на проспекте Стачек в здании бывшей Княжевской электрической подстанции располагается Музей Оранэлы, посвящённый уникальному и малоизвестному транспортно-энергетическому проекту России ХХ века — Ораниембаумской линии электрической железной дороги. Это музей «трамвайного драматизма», занимается изучением истории Стрельнинской линии Петербургского трамвая, а также исчезнувших и ныне действующих трамвайных систем городов России. В экспозиции музея представлены макеты, модели трамваев, документы, фотографии, информационные стенды, исторические предметы, рассказывающие об истории трамвая.
В «трампарке» музея, в его коллекции имеются две модели вагонов TATRA T4 и KT4 в окраске фирменной ливреи Пятигорского трамвая в масштабе 1:87, сделанные на базе наборов «HERRMANN & PARTNER».



04.03.25
Открытие моста в пос. Горячеводский через реку Подкумок
В связи с введением в эксплуатацию моста через реку Подкумок будет изменен график движения трамвайных вагонов
Подробнее
Знаете ли вы, что...

В 1994 году был пущен маршрут № 6: Вокзал — ул. Георгиевская. Поводом к открытию маршрута послужило, по-видимому, стремительное развитие вещевых и продовольственных рынков в районе Георгиевской улицы.
Впервые маршрут № 6 появился в 1967-68 году после того, как в Пятигорске появились самые первые чешские вагоны Tatra T3SU.
До этого был маршрут № 3 «Вокзал — Горячеводск», а новый маршрут № 6 «Скачки — Горячеводск» явился его удлинённым вариантом.
И первые несколько лет (с 1967 года) эти новые вагоны Tatra выпускались на линию только по этим двум маршрутам.
Потом через несколько лет (примерно в первой половине 1970-х) конечные пункты некоторых маршрутов поменялись.
Поскольку маршрут № 3 полностью дублировался маршрутом № 6, стал неактуален, и был переименован в «Скачки — Горячеводск». Таким образом, маршрут № 6 как бы перестал существовать на некоторое время, а в 1994 году вновь был пущен, но уже под названием «Вокзал — ул. Георгиевская». Поводом послужило, по-видимому, стремительное развитие вещевых и продовольственных рынков в районе Георгиевской улицы («Людмила», «Лира» и других).
В настоящее время маршруты № 3 и № 6, вроде как, есть, но ходят нестабильно, непостоянно, под новыми названиями и полностью дублируются другими маршрутами.
