Эволюция трамвая

Вагон «Босоножка»

Первыми вагонами Пятигорского трамвая были 12 моторных и 8 прицепных двухосных вагончиков немецкого производства (предположительно Siemens), выпущенных в 1903 г. Некоторые из них дожили до середины 1950-х гг. В 1910-1930-х гг. Пятигорское депо самостоятельно  выпустило несколько прицепных вагонов -"босоножек".

Единственный сохранившийся прицепной вагон из первой партии с условным номером 01 стоит как памятник на территории Депо №1 (старого).

Вагон серии X

В 1933—1935 (с завода) и в 1938 г. (из Тбилиси) в Пятигорске появилось несколько моторных вагонов серии Х на узкоколейных тележках. В 1952 г. Пятигорск заказал партию подержанных вагонов в Ленинграде (6 моторных модели МС и 2 прицепных). Вагоны были переоборудованы для работы на узкой колее. Известно, что в начале 1950-х гг. в Пятигорске эксплуатировались вагоны МС (6 шт.) с прицепами (2 шт.), вагоны Х (6 шт.) с прицепами М (2 шт.), самые первые вагоны из партии 1903 г. (3 шт.) и 10 самодельных прицепов -"босоножек" выпуска 1910-1930-х гг.  Итого получалось 15 моторных и 14 прицепных вагонов. В 1961 г. пришло еще несколько вагонов Х и М из Астрахани, но вскоре они и все остальные вышеупомянутые старые вагоны были списаны (до 1967 г.).

Вагоны Lowa и Gotha

В 1957—1964 гг. в Пятигорск пришли новые двухосные вагоны Lowa и Gotha из ГДР в количестве 80 единиц (40 моторных и 40 прицепных), из которых было сделано до 40 двухвагонных сцепок.
Моторные вагоны имели обозначения T55, T57, T59 и T2-62, прицепные — B55, B57, B59 и B2-62, где T — Triebwagen («моторный вагон» по-немецки) B — Beiwagen («прицепной вагон»), число — год разработки. Вагоны разных модификаций незначительно отличались внешне. Все вагоны Lowa и Gotha и были списаны до 1976 г. Ни один из них не сохранился до наших дней.

Вагон Tatra T3 SU

В 1967 г. пришла первая партия из 10 чехословацких вагонов Tatra T3SU с узкоколейными тележками. Обычно узкоколейные системы заказывали более узкие вагоны Tatra T4 (шириной 2200 мм), но т. к. Пятигорск собирался «перешивать» все свои трамвайные пути, были заказаны именно T3SU (шириной 2500 мм), с расчетом на то, что через несколько лет их всё равно придётся переделывать на широкую колею. Но колея так и не была перешита, однако T3SU продолжали поступать в Пятигорск.

В течение 1972—1987 гг. было получено еще 107 вагонов этого типа, т. е. всего пришло 117 вагонов (84 двухдверных и 33 трехдверных). Вагоны 1967—1975 гг. — двухдверные, 1976—1987 гг. — трехдверные. Вагоны 1967 г. имели узкий маршрутоуказатель. Большинство вагонов были сцеплены по два по системе многих единиц (СМЕ). Все двухдверные T3SU были сняты с эксплуатации до 2004 г. В настоящее время сохранилось только несколько служебных двухдверных вагонов. Из трёхдверных T3SU по состоянию на лето 2006 г. еще работало 2-3 вагона 1987 года поставки. Вскоре и они будут списаны.

Вагон Tatra KT4 SU

В 1989—1994 гг. в Пятигорск пришло 35 чехословацких сочлененных вагонов Tatra KT4SU, более подходящих для узкой колеи, чем T3SU (но субъективно менее удобных из-за малой ширины и небольшого кол-ва мест для сидения). В 1991—1996 часть из них работала виде двухвагонных сцепок (СМЕ), но затем все они были расцеплены. По состоянию на лето 2006 г. эксплуатировались все вагоны этого типа кроме одного (№125), который был списан в начале 2000-х гг. и разбирался на запчасти.

Вагон 71-615 (КТМ-15)

В 1995—1997 гг. пришло 11 вагонов 71-615 (КТМ-15) производства Усть-Катавского завода. По сути это 71-608КМ (КТМ-8КМ), но на узкоколейных тележках. Летом 2015 г. все вагоны этого типа работали с пассажирами.

Вагон Tatra T4D

В 2001—2003 гг. Пятигорск закупил 18 подержанных чехословацких вагонов Tatra T4D, выпущенных в 1978—1986 гг. и работавших в восточногерманском городе Halle. Несмотря на солидный возраст, вагоны были в очень хорошем состоянии, перед продажей они прошли капитальный ремонт. Летом 2006 г. все 18 вагонов работали с пассажирами. 

Вагон Tatra KT4 D

В 2006 г. в Пятигорск пришло 8 подержанных сочлененных вагонов Tatra KT4D из городов Котбус и Эрфурт (Германия). Вагоны выпущены в 1980-х гг.

Вагон Tatra KT4 DM

В 2013 году при поддержке администрации Пятигорска, Трамвайное управление приобрело три чехословацких трамвая модели Tatra KT4 DM (стоимость каждого 40 тысяч евро). Они прибыли из немецкого  города Гера, где условия их эксплуатации были щадящими (в городе ровный ландшафт и пути в прекрасном состоянии). Вагоны прошли капитальный ремонт и прослужат пятигорчанам минимум 15 лет.  Новые трамваи заменили на линии три вагона, срок эксплуатации которых истёк.

Особенности нумерации

В Пятигорске используются 2-х и 3-значные бортовые номера. Новые вагоны обычно наследуют номера старых, поэтому нумерацию нельзя считать строго хронологической. Например, вагон 7 сначала был Сименсом из партии 1903 г., затем в 1938 г. под этим номером был пущен Х, затем в конце 1950-х Gotha, в 1973 г. — Tatra T3SU, а в 2006 г. — Tatra KT4SU. Причем сцепки (СМЕ) двухдверных T3SU унаследовали номера сцепок из вагонов Gotha, например, была сцепка Gotha 8+57, а после ее списания в 1974 г. появилась СМЕ T3SU тоже 8+57. В 2001—2006 гг. вагоны KT4D и T4D получили номера списанных T3SU.

Однако большинство трехдверных Tatra T3SU (№ 91-119) и все KT4SU (№ 120-154) имеют строго
хронологическую нумерацию. Усть-Катавские вагоны имеют номера 201-212 (за искл.209, который по неясным причинам не попал а Пятигорск, и сейчас работает в Магнитогорске как ширококолейный 71-608КМ).

Сегодняшнее состояние

По состоянию на середину 2015 г. в Пятигорске работали с пассажирами:

  • Tatra KT4 SU — 33 шт.
  • Tatra T4D — 12 шт.
  • Tatra KT4 D — 11 шт.
  • 71-615 — 11 шт.
  • Tatra KT4 DM — 3 шт.
  • Итого: 70 шт.

Из этих вагонов только 42 постоянно работают на линии, остальные составляют резерв. Вагоны закреплены за маршрутами. Интересно, что закрепление меняется строго раз в месяц. Служебных вагонов 4, все они двухдверные Tatra T3 SU 1973—1974 гг. выпуска (поливомоечный № 80, вышка КС № 83, служба депо № 59, служба пути № 38).

Собираем самую большую фотогалерею пятигорского трамвая

Добавляй фото!

Загрузить фото

Прокатись по
Пятигорску!

Поехали!

28.12.16

График движения трамваев в праздничные дни

Изменение графика движения трамваев на новогодние праздники с 1 по 11 января

Подробнее

Знаете ли вы, что...

В 2007 году из 74 вагонов только 42 постоянно работают на линии, остальные составляют резерв. Вагоны закреплены за маршрутами. Интересно, что закрепление меняется строго раз в месяц. Служебных вагонов 4, все они двухдверные T3SU.

У каждого трамвая есть ящики с песком — «песочницы». Они обычно находятся под сидением. В ящиках — песок, обязательно сухой. Там же установлен дозатор. Песочницы нужны при юзе или буксовании на скользких рельсах или при подъёме в горку. В такой ситуации водитель трамвая нажимает на панели управления кнопку «Песочница» и на рельсы высыпается песок. В некоторых вагонах песок автоматически подаётся на рельсы при экстренном торможении.

По какому маршруту поедем?

Изображения успешно отправлены!

Вы сможете увидеть их на сайте после модерации.

Сообщение успешно отправлено!

Благодарим за сообщение. Администратор свяжется с вами в ближайшее время.