Осторожно, мошенники!

Практически ежедневно люди становятся жертвами злоумышленников. Одни из самых популярных видов мошенничества сегодня – с использованием телефонных звонков, входящих SMS и через сеть Интернет. Чтобы уберечь себя и своих близких, необходимо знать и помнить о наиболее распространенных способах присвоения ваших денег.
Вот наиболее распространенные схемы:
- Сообщения или звонки о том, что кто-то из родственников попал в беду. Со слов мошенника, родственник или знакомый жертвы попал в беду (например, оказался в реанимации или задержан сотрудниками правоохранительных органов) и ему требуется крупная денежная сумма, которую необходимо перевести на определенный счет.
- Сообщения и звонки от имени банков и различных органов (служба безопасности банка, прокуратура, полиция и т. п.) о том, что карта заблокирована или произошла подозрительная операция со счетом, звонки от имени оператора сотовой связи под предлогом возврата излишне списанных денег и т. п. Мошенник под различными предлогами пытается получить у жертвы полные реквизиты карты и коды подтверждения операций по SMS или вынуждает жертву, чтобы она самостоятельно совершила перевод на его счет.
- Сообщения о поступлении денег на счет и просьбы тем или иным способом вернуть деньги. Мошенник сообщает жертве о том, что ошибочно совершил перевод на ее счет, и надеется на то, что жертва переведет ему свои денежные средства.
- Звонки от имени оператора сотовой связи под предлогом необходимости изменения настроек путем ввода USSD-запроса или отправки SMS с определенным текстом. Мошенник сообщает жертве о том, что недавно произошли изменения в работе Интернета, службы SMS-сообщений и т. п. и для дальнейшей возможности пользоваться услугами связи требуется изменение соответствующих настроек на стороне клиента, для чего необходимо выполнить USSD-запрос или отправить SMS со специальным текстом. После выполнения указанных требований на номер жертвы может быть подключена платная SMS-подписка или вовсе изменен номер SMS-центра, в связи с чем все SMS-сообщения, включая одноразовые коды подтверждения, будут попадать в руки мошенников.
- Сообщения о выигрыше, подарке и т. п. Мошенник звонит жертве и говорит, что для получения выигрыша/подарка необходимо совершить банковский перевод в целях оплаты налогов, пошлин, комиссий, доставки и прочих издержек.
- Электронные письма и SMS с вредоносными ссылками (вложениями) и текстами, стимулирующими открытие ссылок (вложений). Открыв ссылку (вложение), жертва оказывается на фишинговой странице или заражает свое устройство вредоносным программным обеспечением (вирусом).
- Фишинговые сайты, которые маскируются под различные легальные сервисы. Конфиденциальные данные, отправленные с таких страниц, попадают в руки мошенников. Одним из способов распространения фишинговых ссылок являются рассылки по электронной почте, по SMS и в соцсетях.
- Мошеннические магазины, которые завлекают жертву редкими и дорогими товарами, предлагаемыми по низким ценам. Жертва оформляет и оплачивает заказ, после чего обнаруживает, что продавцы перестают отвечать на звонки и письма, а сайт магазина прекратил свое существование.
- Мошенники на торговых площадках. Собственный онлайн-магазин не организуют, а пользуются услугами легальных маркетплейсов. Пример такой схемы. Мошенник выкладывает на площадке товар по привлекательной цене. Жертва делает заказ. Мошенник сообщает жертве, о том что ее заказ отменен по причине того, что данный товар у него закончился, но есть аналогичный на другой площадке. Далее мошенник отправляет жертве фишинговую ссылку, по которой жертва должна произвести подтверждение и оплату заказа.
Будьте внимательны и тщательно проверяйте информацию!
Если Ваш родственник (знакомый), якобы, попал в беду, уточните у родственника (знакомого) лично, что именно произошло.
Если Вам сообщили о выигрыше, уточните об этом по официальным каналам связи у представителей компании, от имени которой поступило уведомление. Помните, что все необходимые издержки (налоги, пошлины и т. п.) оплачиваются в соответствующих ведомствах, в том числе, их можно оплатить на Госуслугах. Если же Вы ни в каких розыгрышах не участвовали вовсе, самым правильным решением будет проигнорировать данное уведомление.
Если Вас просят перевести деньги для оплаты отправки посылки с подарком и т. п., настаивайте на оплате доставки при получении. Такую возможность предоставляет любая транспортная компания и это абсолютно безопасно для всех. Честный человек легко согласится на такое. Целью мошенника же является получение Ваших денег, поэтому оплата доставки при получении - не его вариант. Еще лучше - откажитесь от незапланированного подарка совсем, потому что неизвестно, что именно еще Вам могут прислать.
Внимательно проверяйте номера, с которых поступают звонки и приходят SMS! Банки и операторы мобильной связи чаще всего звонят со своих служебных номеров (хотя бывают и исключения) и никогда не просят сообщить конфиденциальные данные. Если же поступил звонок или сообщение о блокировке карты или о подозрительной операции с вашим счетом с городского или мобильного номера, по возможности лично посетите офис банка и убедитесь, что все в порядке. Аналогично следует поступить, если человек представляется сотрудником оператора мобильной связи.
Если Вам пришло SMS с кодом подтверждения операции (авторизация в личном кабинете, банковский перевод, платеж и т. п.), которую Вы не совершали - это первый признак того, что Ваши персональные данные (реквизиты банковской карты, логин и пароль от личного кабинета и т. п.) оказались в руках мошенников, и те пытаются воспользоваться ими в своих целях! Никому не сообщайте коды подтверджения операций, немедленно смените логин и пароль от личного кабинета, заблокируйте карту и подайте заявку на ее перевыпуск! Нелишним будет проверить все устройства, с которых Вы заходите в личный кабинет банка, с помощью лицензионного антивирусного программного обеспечения со всеми актуальными обновлениями. Также имейте ввиду, что пользование анонимайзерами и выход в Интернет через открытые Wi-Fi-сети чреваты утечками персональных данных. Никогда не передавайте персональные данные при использовании публичных (особенно бесплатных) анонимайзеров и при подключении к открытым точкам доступа к сети Интернет.
Если Вам звонят или во время разговора с сотрудником от имени банка настойчиво просят перейти в один из мессенджеров (Whatsapp, Telegram, Viber и т. п.), к примеру, по причине плохого качества связи или в целях безопасности - это явно мошеннический звонок! Мошенники используют мессенджеры для того, чтобы у оператора мобильной связи в явном виде не сохранилась запись разговора (при звонке через мессенджер разговор идет через сеть Интернет по зашифрованному каналу передачи данных) и чтобы Вы могли пользоваться личным кабинетом банка, не прерывая разговора (при таком звонке не отключается передача мобильных данных). Лучшим вариантом будет ответить, что у Вас обычный телефон без выхода в Интернет, мессенджерами не пользуетесь, а компьютер под рукой отсутствует, после чего прервать разговор.
Никогда не выполняйте никакие действия по указаниям со стороны посторонних лиц! Мошенник будет оказывать на Вас психологическое давление и заставлять очень быстро выполнять под его руководством действия в личном кабинете, тем самым не давая времени на раздумья. Если звонящий угрожает тем, что деньги на счете находятся в опасности, и требует срочно зайти в личный кабинет, ответьте, что Вы уже идете в банк для разбирательства по данному вопросу, после чего прервите разговор. Также не следует выполнять никакие USSD-команды и отправлять SMS по указанию людей, звонящих от имени операторов мобильной связи. В данном случае стоит обратиться в офис Вашего оператора связи и уточнить все детали на месте.
Если Вам звонят с незнакомого/подозрительного номера, ничего не говорите в ответ после снятия трубки. Самая верная тактика в данном случае - это не начинать разговор первым. В случае автообзвона роботом, если Вы ничего не скажете в ответ, номер с большой долей верочтности не будет идентифицирован как «живой», а звонок тут же завершен. Если же звонит человек, скорее всего через несколько секунд он сам начнет разговор. Нелишним будет установить приложение с автоопеределителем номера: оно выявит потенциально мошеннические и рекламные обзвоны.
Не совершайте денежные переводы незнакомым людям! Если Вас попросили вернуть ошибочно внесенные деньги, внимательно проверьте номер, текст сообщения о поступлении денег на счет и баланс Вашего счета! Сообщение о поступлении денег на счет скорее всего отправил сам мошенник с обычного мобильного номера в надежде, что жертва не обратит внимание на это (также мошенник может отправить SMS с подменой номера, что выглядит гораздо правдоподобнее, или просто может сказать, что сделал ошибочный перевод с другого банка, но он может идти до суток, а деньги ему нужны прямо сейчас, и предъявить сфабрикованный скриншот с данными о денежном переводе из банковского приложения), и никакого денежного перевода на самом деле не было. Если же перевод был совершен на самом деле, возможно два основных сценария развития событий:
- В ответ на просьбу мошенника Вы переводите ему деньги, после чего мошенник обращается в банк с заявлением о возврате ошибочно переведенных денег, и их также списывают с Вашего счета.
- Вас используют в качестве одного из звеньев цепочки по отмыванию денег. В пользу этого утверждения может говорить тот факт, что мошенник просит совершить перевод по абсолютно другому номеру.
Если на Ваш счет поступил подозрительный денежный перевод от незнакомого человека, немедленно сообщите об этом в банк. В первом случае Вы не потеряете свои деньги, а во втором - не станете невольным соучастником преступления.
Перед вводом и отправкой через форму на сайте конфиденциальных данных (данные банковских карт и различных документов, логины, пароли, коды подтверждения и т. д.) внимательно проверьте адрес страницы и обратите внимание на ее внешний вид! В адресе не должно быть ошибок, посторонних и схожих по начертанию и произношению символов (например, sber-bank или cberbank вместо sberbank, com или biz вместо ru) и т. п. Также мошеннические страницы, как правило, маскируются под настоящие сервисы лишь поверхностно, иногда копируют устаревший дизайн и могут работать с ошибками.
Никогда не переходите по ссылкам и не открывайте вложения из подозрительных писем и SMS! Вам могут прислать все, что угодно, включая ссылки на фишинговые страницы и различные вредоносные программы (вирусы). Особенно внимательными необходимо быть со ссылками, сгенерированными посредством сервисов сокращения ссылок, даже если такую ссылку прислал доверенный отправитель! Помните, что и его учетная запись может быть взломана и использована для мошеннических рассылок! Любопытство - не порок, но в данном случае оно может иметь фатальные последствия. Так, если Вам прислали рекламное предложение с короткой ссылкой и оно Вас заинтересовало, для начала стоит уточнить, действует ли на самом деле данная акция непосредственно у представителей организации, от имени которой поступило предложение через официальные каналы (официальный сайт, телефон, сообщество в социальной сети). Короткие ссылки, в свою очередь, всегда можно декодировать посредством специальных сервисов, и если отобразившийся адрес вызывает подозрения, лучше по такой ссылке не переходить. Также пользуйтесь лицензионным антивирусным программным обеспечением со всеми актуальными обновлениями - оно обезопасит Вас от подавляющего большинства вредоносных страниц.
Не совершайте покупки в подозрительных и просто незнакомых интернет-магазинах, особенно если единственным способом оплаты заказа является предоплата, если магазин предлагает товары по очень низким ценам или если продавец настойчиво предлагет переоформить заказ на другой платформе и присылает подозрительные ссылки! Подозрительно низкие цены, отсутствие возможности самовывоза и оплаты товара при получении и различные мутные схемы с оформлением заказа - это очень серьезные причины задуматься о целесообразности совершения покупки в данном магазине. В лучшем случае Вы получите нелегальный ("серый", поддельный или даже украденный), либо непригодный к эксплуатации товар без каких-либо гарантий, в худшем случае - либо совсем не то, что было заказано, либо не получите вообще ничего, а доказать что-либо и вернуть свои деньги будет очень непросто или даже невозможно.
Во избежание взлома и угона Ваших учетных записей подключите везде, где только можно, двухфакторную авторизацию! Двухфакторная авторизация подразумевает ввод логина и пароля, после чего запрашивается одноразовый код подтверждения, который поступает на доверенное устройство, привязанную учетную запись или мобильный номер, и только после его ввода авторизация считается успешной. Двухфакторная авторизация гораздо безопаснее обычной пары "логин-пароль", потому что коды подтверждения меняются при каждом новом входе в учетную запись и их практически невозможно угадать. К тому же, если к учетной записи привязан мобильный номер или электронная почта (специальные мобильные приложения-аутентификаторы в этом плане гораздо менее наглядны), и Вам на него будут приходить SMS-сообщения с кодами подтверждения - это знак, что кто-то пытается использовать для входа Ваши логин и пароль, и если это не Вы, в таком случае необходимо немедленно сменить действующий пароль на новый и проверить все Ваши устройства с помощью лицензионного антивирусного программного обеспечения со всеми актуальными обновлениями.
Если Вы или Ваши близкие столкнулись с каким-то из случаев мошенничества, немедленно сообщите в отдел внутренних дел по месту жительства или отправьте обращение онлайн на сайте мвд.рф.