Осторожно, мошенники!

Практически  ежедневно  люди  становятся  жертвами злоумышленников. Одни из самых популярных видов мошенничества сегодня – с использованием телефонных звонков, входящих SMS и через сеть  Интернет. Чтобы  уберечь  себя  и  своих  близких,  необходимо  знать  и помнить о наиболее распространенных способах присвоения ваших денег.

Вот наиболее распространенные схемы:

  • Сообщения или звонки о том, что кто-то из родственников попал в беду. Со слов мошенника, родственник или знакомый жертвы попал в беду и ему требуется крупная денежная сумма, которую необходимо перевести на определенный счет.
  • Сообщения и звонки от имени банков о том, что карта заблокирована или произошла подозрительная операция со счетом, звонки от имени оператора сотовой связи под предлогом возврата излишне списанных денег и т. п. Мошенник под различными предлогами пытается получить у жертвы полные реквизиты карты и коды подтверждения операций по SMS.
  • Сообщения о поступлении денег на счет и просьбы тем или иным способом вернуть деньги. Мошенник сообщает жертве о том, что ошибочно совершил перевод на ее счет, и надеется на то, что жертва переведет ему свои денежные средства.
  • Звонки от имени оператора сотовой связи под предлогом необходимости изменения настроек путем ввода USSD-запроса или отправки SMS с определенным текстом. Мошенник сообщает жертве о том, что недавно произошли изменения в работе Интернета, службы SMS-сообщений и т. п. и для дальнейшей возможности пользоваться услугами связи требуется изменение соответствующих настроек на стороне клиента, для чего необходимо выполнить USSD-запрос или отправить SMS со специальным текстом. После выполнения указанных требований на номер жертвы может быть подключена платная SMS-подписка или вовсе изменен номер SMS-центра, в связи с чем все SMS-сообщения, включая одноразовые коды подтверждения, будут попадать в руки мошенников.
  • Сообщения о выигрыше, подарке и т. п. Мошенник звонит жертве и говорит, что для получения выигрыша/подарка необходимо совершить банковский перевод в целях оплаты налогов, пошлин, комиссий, доставки и прочих издержек.
  • Фишинговые сайты, которые маскируются под различные легальные сервисы. Конфиденциальные данные, отправленные с таких страниц, попадают в руки мошенников. Одним из способов распространения фишинговых ссылок являются рассылки по электронной почте, по SMS и в соцсетях.
  • Электронные письма и SMS с вредоносными ссылками (вложениями) и текстами, стимулирующими открытие ссылок (вложений). Открыв ссылку (вложение), жертва оказывается на фишинговой странице или заражает свое устройство вредоносным программным обеспечением (вирусом).
  • Мошеннические магазины, которые завлекают жертву редкими и дорогими товарами, предлагаемыми по низким ценам. Жертва оформляет и оплачивает заказ, после чего обнаруживает, что продавцы перестают отвечать на звонки и письма, а сайт магазина прекратил свое существование.

Будьте внимательны!

Тщательно проверяйте информацию! Если, со слов звонящего, Ваш родственник (знакомый) попал в беду, перезвоните и узнайте у родственника (знакомого) лично, что именно произошло. Если Вам сообщили о выигрыше, уточните об этом по официальным каналам связи у представителей компании, от имени которой поступило уведомление. Помните, что различные издержки (налоги, пошлины и т. п.) оплачиваются в соответствующих ведомствах. Если Вас просят перевести деньги для оплаты отправки посылки с подарком и т. п., настаивайте на оплате доставки при получении - такую возможность предоставляет любая транспортная компания и это абсолютно безопасно для всех. Честный человек легко согласится на такое. Целью мошенника же является получение Ваших денег, поэтому оплата доставки при получении - не его вариант.

Обращайте внимание на номера, с которых поступают звонки и приходят SMS! Банки и операторы мобильной связи чаще всего звонят со своих служебных номеров (хотя бывают и исключения) и никогда не просят сообщить конфиденциальные данные. Если же поступил звонок или сообщение о блокировке карты или о подозрительной операции с вашим счетом с городского или мобильного номера, по возможности лично посетите офис банка и убедитесь, что все в порядке. Аналогично следует поступить, если человек представляется сотрудником оператора мобильной связи.

Если Вам пришло SMS с кодом подтверждения операции (авторизация в личном кабинете, банковский перевод, платеж и т. п.), которую Вы не совершали - это первый признак того, что Ваши персональные данные (реквизиты банковской карты, логин и пароль от личного кабинета и т. п.) оказались в руках мошенников, и те пытаются воспользоваться ими в своих целях! Никому не сообщайте коды подтверджения операций, немедленно смените логин и пароль от личного кабинета, заблокируйте карту и подайте заявку на ее перевыпуск! Нелишним будет проверить все устройства, с которых Вы заходите в личный кабинет банка, с помощью лицензионного антивирусного программного обеспечения со всеми актуальными обновлениями. Также имейте ввиду, что пользование анонимайзерами и выход в Интернет через открытые Wi-Fi-сети чреваты утечками персональных данных. Никогда не передавайте персональные данные при использовании публичных (особенно бесплатных) анонимайзеров и при подключении к открытым точкам доступа к сети Интернет.

Если Вам звонят или во время разговора с сотрудником от имени банка будут настойчиво просить перейти в один из мессенджеров (Whatsapp, Telegram, Viber и т. п.), к примеру, по причине плохого качества связи или в целях безопасности - это явно мошеннический звонок! Мошенники предпочитают использовать мессенджеры для того, чтобы у оператора мобильной связи в явном виде не сохранилась запись разговора (при звонке через мессенджер разговор идет онлайн по зашифрованному каналу передачи данных) и чтобы Вы могли пользоваться личным кабинетом банка, не прерывая разговора (при таком звонке не отключается Интернет-соединение). Лучшим вариантом будет ответить, что у Вас обычный телефон без выхода в Интернет, а компьютер под рукой отсутствует, после чего прервать разговор.

Никогда не выполняйте никакие действия по указаниям со стороны посторонних лиц! Мошенник будет оказывать на Вас психологическое давление и заставлять выполнять под его руководством действия в личном кабинете очень быстро, тем самым не давая времени на раздумья. Если звонящий угрожает тем, что деньги на счете находятся в опасности, и требует срочно зайти в личный кабинет, ответьте, что у Вас обычный телефон без выхода в Интернет, компьютер под рукой отсутствует и что Вы уже идете в банк для разбирательства по данному вопросу, после чего прервите разговор. Также не следует выполнять никакие USSD-команды и отправлять SMS по указанию людей, звонящих от имени операторов мобильной связи. В данном случае стоит обратиться в офис Вашего оператора связи и уточнить все детали на месте.

Если Вам звонят с незнакомого/подозрительного номера, ничего не говорите в ответ после снятия трубки! Самая верная тактика в данном случае - не начинать разговор первым. В случае автообзвона роботом, если Вы ничего не скажете в ответ, номер скорее всего не будет идентифицирован как «живой», а звонок тут же завершен. Если же звонит человек, с большой долей вероятности через несколько секунд он сам начнет разговор. Нелишним будет установить приложение с автоопеределителем номера: оно выявит потенциально мошеннические и рекламные обзвоны.

Не совершайте денежные переводы незнакомым людям! Если Вас попросили вернуть ошибочно внесенные деньги, внимательно проверьте номер, текст сообщения о поступлении денег на счет и баланс Вашего счета! Сообщение о поступлении денег на счет скорее всего отправил сам мошенник с обычного мобильного номера в надежде, что жертва не обратит внимание на это (также мошенник может отправить SMS с подменой номера, что выглядит гораздо правдоподобнее), и никакого денежного перевода на самом деле не было. Если же перевод действительно был совершен, возможно два основных сценария развития событий:

  1. В ответ на просьбу мошенника Вы переводите ему деньги, после чего мошенник обращается в банк с заявлением о возврате ошибочно переведенных денег, и их также списывают с Вашего счета.
  2. Вас используют в качестве одного из звеньев цепочки по отмыванию денег.

Если на Ваш счет поступил денежный перевод от незнакомого человека, немедленно сообщите об этом в банк. В первом случае Вы не потеряете свои деньги, а во втором - не станете невольным соучастником преступления.

Перед вводом и отправкой через форму на сайте конфиденциальных данных (данные банковских карт и различных документов, логины, пароли, коды подтверждения и т. д.) внимательно проверьте адрес страницы и обратите внимание на ее внешний вид! В адресе не должно быть ошибок, посторонних и схожих по начертанию и произношению символов и т. п. Также мошеннические страницы, как правило, маскируются под настоящие сервисы лишь поверхностно, иногда вовсе копируют устаревший дизайн и зачастую работают с ошибками.

Никогда не переходите по ссылкам и не открывайте вложения из подозрительных писем и SMS! Там может оказаться все, что угодно, включая фишинговые страницы и различные вредоносные программы (вирусы). Особенно внимательными необходимо быть с короткими ссылками, сгенерированными посредством сервисов сокращения ссылок, даже если такую ссылку прислал доверенный отправитель! Помните, что и он может быть скомпрометирован! Любопытство - не порок, но в данном случае оно может иметь фатальные последствия. Так, если к примеру Вам прислали рекламное предложение с короткой ссылкой, и оно Вас заинтересовало, для начала стоит уточнить, действует ли на самом деле данная акция непосредственно у представителей организации. Также пользуйтесь лицензионным антивирусным программным обеспечением со всеми актуальными обновлениями - оно обезопасит Вас от подавляющего большинства вредоносных страниц.

Не совершайте покупки в подозрительных и просто незнакомых интернет-магазинах, особенно если единственным способом оплаты заказа является предоплата, нет возможности самовывоза и/или если магазин предлагает товары по очень низким ценам! Подозрительно низкие цены, а также отсутствие возможности самовывоза и оплаты товара при получении - это очень серьезные причины задуматься о целесообразности совершения заказа в данном магазине. В лучшем случае Вы получите нелегальный ("серый", поддельный или даже украденный), либо непригодный к эксплуатации товар без каких-либо гарантий, в худшем случае - либо совсем не то, что было заказано, либо не получите вообще ничего, а доказать что-либо и вернуть свои деньги будет невозможно.

Во избежание взлома Ваших учетных записей подключите везде, где только можно, двухфакторную авторизацию! Двухфакторная авторизация подразумевает ввод логина и пароля, после чего запрашивается одноразовый код подтверждения, который поступает на доверенное устройство/учетную запись/мобильный номер, и только после его ввода авторизация считается успешной. Двухфакторная авторизация гораздо безопаснее, потому что коды подтверждения меняются при каждом новой входе в учетную запись и их практически невозможно угадать. К тому же, если к учетной записи привязан мобильный номер или электронная почта (специальные приложения-аутентификаторы в этом вопросе гораздо менее наглядны), и Вам на него будут приходить SMS-сообщения с кодами подтверждения - это знак, что кто-то пытается использовать для входа Ваши логин и пароль, и если это не Вы, в таком случае необходимо немедленно сменить пароль на новый и проверить Ваши устройства с помощью лицензионного антивирусного программного обеспечения со всеми актуальными обновлениями.

В любом из случаев мошенничества сообщите в отдел внутренних дел по месту жительства или отправьте обращение онлайн на сайте мвд.рф.

Прокатись по
Пятигорску!

Поехали!

29.06.22

Пятигорский трамвай в Вашем телефоне

Яндекс-карты позволяют следить за движением трамваев в городе Пятигорске

Подробнее

Знаете ли вы, что...

На заре трамвайной истории остановки были устроены достаточно близко друг к другу. Так, около грязелечебницы расстояние между ними не превышало 160 метров, чтобы курортный больной мог сойти у нужного входа в здание.

У каждого трамвая есть ящики с песком — «песочницы». Они обычно находятся под сидением. В ящиках — песок, обязательно сухой. Там же установлен дозатор. Песочницы нужны при юзе или буксовании на скользких рельсах или при подъёме в горку. В такой ситуации водитель трамвая нажимает на панели управления кнопку «Песочница» и на рельсы высыпается песок. В некоторых вагонах песок автоматически подаётся на рельсы при экстренном торможении.

По какому маршруту поедем?

Изображения успешно отправлены!

Вы сможете увидеть их на сайте после модерации.

Сообщение успешно отправлено!

Благодарим за сообщение. Администратор свяжется с вами в ближайшее время.