Пятигорский трамвай в бонистике

Бони́стика (франц. bonistique) — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая вышедшие из употребления денежные знаки и боны как исторические документы, отражающие экономическое и политическое положение общества в то время. Коллекционирование бумажных денежных знаков также называют бонистикой.

Боны (франц. bon pour, от лат. bonus — удобный) — кредитные документы, дающие право на получение в оговоренный срок от определённого лица или компании определённых ценностей; знаки неофициального обращения, выпускаемые каким-либо учреждением или предприятием в период дефицита государственных денежных знаков.

Боны в современном мире — это бумажные деньги, вышедшие из обращения.

В 1918 году в период Гражданской войны на Северном Кавказе Пятигорское городское управление в условиях тяжёлого разменного кризиса выпустило денежные суррогаты — боны номиналами 1, 2 и 3 копейки, которые могли быть использованы для оплаты проезда в трамвае или покупки товаров и услуг в магазине трамвайного управления. В рисунке сетки заднего фона обеих сторон разменных бон изображён дореволюционный герб Пятигорска: «Щит разделён на две половины: в верхней — герб Кавказской области, в нижней — гора Бештау (или Пятигорье) с вытекающим у подошвы ея источником минеральной воды». На лицевой стороне надпись «П. Г. У. Бон ценностью в 1 (2 или 3) к.». На оборотной — «Обменивается на наличные деньги в городской кассе и кассе Пятигорского трамвая».

Это так называемый «нотгельд» (нем. Notgeld —чрезвычайные/вынужденные деньги) — заменитель денег, деньги чрезвычайных обстоятельств, специальные платёжные средства, выпущенные в оборот местными органами или частными компаниями для покрытия нехватки денежных средств, и признаваемые (де-факто) властью как эквивалент обычных денег.

Эти странные документы — свидетели трагических событий Гражданской войны на Юге России, где во многих городах власть менялась много раз. С ними менялись и деньги. Новая пришедшая власть, бывало, признавала деньги прежней власти, часто за неимением собственных. А бывало, что когда уходила власть, то забирала с собой и все деньги.

Денежные знаки времён Гражданской войны и деньгами часто не были в полном значении слова. Некоторые «деньги» выпускались местными властями и неправительственными организациями. Свои деньги были и у трамвая. Трамвай — живой свидетель жизни города, в котором он «живёт».

В Пятигорске в обращении было разнообразие денег: денежные знаки Совета Народных Комиссаров Терской республики за подписью Председателя СНК Буачидзе; огромные листы «керенок»; «царские» кредитные деньги «николаевки»; нарезанные квадратиками бумажки, на которых от руки было написано «пять рублей», «десять рублей» с фиолетовой печатью «Торговый дом Лейзеровича»...

Именно в это время и появляются такие «трамвайные деньги», чтобы хоть как-то можно было расплачиваться и выдавать сдачу с оплаты за проезд. Официально они не назывались деньгами (все же трамвай — это не Госбанк), но скорее всего фактически таковыми являлись и принимались к оплате. Социально-экономическая значимость городского общественного транспорта была чрезвычайно велика, трамваем пользовалась большая часть жителей города. Несмотря на эфемерность таких денег, население относилось к ним с полным доверием.

Аналогичные «трамвайные деньги» появились в Екатеринодаре, Ростове-на-Дону, Одессе.

Иван Волынкин

Знаете ли вы, что...

До середины 1970-х годов маршрут № 1 курсировал от железнодорожного вокзала до мясокомбината, и на линию выпускалось ежедневно три вагона.

Расписание движения было составлено так, что вагоны встречались на остановке «Бассейная», а поскольку участок от остановки «ул. Теплосерная» («Магазин») до мясокомбината является однопутным, там существовал разъезд. Каждый раз совершался своеобразный церемониал разъезда: первый приехавший на остановку вагон (со стороны мясокомбината или из города) ожидал встречного вагона, и только потом они разъезжались.

Но затем маршрут № 1 удлинили до «Колхозная площадь — Мясокомбинат». Ввиду малой загруженности пассажиропотока на этом направлении на линию стало выходить два вагона, и надобность в разъезде на остановке «Бассейная» отпала. В настоящее время рельсы на втором пути разъезда демонтированы.

У каждого трамвая есть ящики с песком — «песочницы». Они обычно находятся под сидением. В ящиках — песок, обязательно сухой. Там же установлен дозатор. Песочницы нужны при юзе или буксовании на скользких рельсах или при подъёме в горку. В такой ситуации водитель трамвая нажимает на панели управления кнопку «Песочница» и на рельсы высыпается песок. В некоторых вагонах песок автоматически подаётся на рельсы при экстренном торможении.

По какому маршруту поедем?

Изображения успешно отправлены!

Вы сможете увидеть их на сайте после модерации.

Сообщение успешно отправлено!

Благодарим за сообщение. Администратор свяжется с вами в ближайшее время.